С сокращениями
(определения, факторы)
Полная версия:
Коколина В.Ф.
Значение врачебной этики и деонтологии для адекватной профилактики урогенитальных заболеваний
Интимная гигиена как основа физиологического развития репродуктивной системы девочки
2012. – www.saugella.ru
Врачебная этика и медицинская деонтология базируются на определённых принципах, требуют особого внимания и изучения в системе медицинского образования. Впервые термин "этика" был предложен Аристотелем. Под этикой философ понимал человеческую мораль. Позже термин приобрёл более широкое значение, включив такие разделы, как эксикология (учение о добре и зле) и деонтология (учение о долге). Под врачебной этикой подразумевают принципы врачебной морали, а под деонтологией – правила поведения врача.
Врачебная этика и деонтология в гинекологии детского возраста являются частью, специфическим проявлением общей деонтологии и этики. Имеется целый ряд особенностей, одной из которых является то обстоятельство, что при оказании медицинской помощи врачу по долгу службы приходится вторгаться в интимные стороны жизни девочки. Это касается изучения анамнеза, а также гинекологического исследования, часто производимого в присутствии других врачей.
Принимая во внимание обострённое чувство стыдливости, особенно между 5 и 8 годами (так называемый "барьер стыда"), детскому гинекологу необходим такт и особый подход к ребёнку, подростку и юной девушке.
При обследовании, лечении и постоянно требующейся беседе врач должен проявлять терпение. Гинекологу приходится думать не только о ребёнке, которого он "ведёт". Трудно представить себе метод исследования, который вызывает более сильное сопротивление родителей, чем гинекологическое исследование.
Врачу следует объяснить родителям возможность гинекологического заболевания у девочки любого возраста, указать на необходимость гинекологического осмотра ребёнка, подчеркивая его безвредность и огромное значение для постановки диагноза и своевременного лечения. Родители являются заинтересованными лицами в лечении ребёнка, и на них ложится ответственная задача подготовить девочку к гинекологическому осмотру, чтобы не нанести ей моральной и психической травмы. Собирая анамнез, лучше беседовать с матерью. Вопросы должны быть конкретными, обращается особое внимание на эмоциональную сферу и особенности личности девочки.
Гинекологический осмотр производится только после психологической подготовки ребёнка. Врач должен завоевать доверие девочки и сознательно или бессознательно преодолеть её отвращение к ожидаемому исследованию. Поэтому важнейшим мероприятием перед гинекологическим исследованием является стремление врача войти в контакт с ребёнком, чтобы создать доверительные взаимоотношения. При этом рекомендуется беседа, которая требует времени, так как разговор вначале имеет общий характер. Ребёнку нужно простыми словами разъяснить, что произойдёт. В большинстве случаев помогает заверение в том, что мать будет присутствовать при осмотре.
Исследования, которые неприятны или болезненны, не нужно приукрашивать. Ребёнок, как и взрослый, хочет и должен знать правду. Во время исследования можно продолжать разговор с девочкой, чтобы таким образом отвлечь её. Нужно уважать чувство стыда, которое испытывает девочка, находящаяся в препубертатном периоде или в периоде полового созревания. Опыт показывает, что дети и пожилые люди раздеваются крайне неохотно. Поэтому в такой ситуации оказывает помощь ширма. В гинекологическом кресле ребёнок должен оставаться так долго, сколько это нужно, и настолько кратковременно, насколько это возможно. Атмосфера при обследовании должна быть деловой и дружественной.
После окончания обследования ребёнок должен получить информацию о результате исследования. Безусловно, детским гинекологам необходимо правильно рассказывать и расставлять акценты относительно адекватной профилактики и интимной гигиены.
К сожалению, настоящая заболеваемость урогенитальными инфекциями у маленьких девочек, высокий процент синехий у них в нашей стране показывают, что уровень интимного образования и, соответственно, интимной гигиены не так высок, как в развитых странах. Нередко это обусловлено тем, что между врачом и родителями или юными пациентками есть некий "барьер" стыдливости. И от того, сумеет ли врач преодолеть его, зависит здоровье и будущее маленьких пациенток.
Детский гинеколог должен чётко и корректно объяснить родителям совсем маленьких девочек и самим пациенткам в более сознательном возрасте важность правильного соблюдения принципов интимной гигиены. Иногда мамы, боясь причинить боль своему ребёнку, воздерживаются от гигиенических процедур (или нетщательно их проводят), тем более если девочка отказывается и объясняет это возникновением болевых ощущений. В таких случаях врачу необходимо найти контакт с родителями, помочь преодолеть страх причинить боль, объяснить необходимость и важность правильного подмывания.
Соблюдение медицинской этики и основных принципов деонтологии при объяснении важности поддержания адекватного уровня интимной гигиены является обязательным условием успешной работы детского гинеколога и во многом способствует успеху лечения и профилактике гинекологических заболеваний у девочек.
|