Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 17.06.2019 N 147-ФЗ ″О внесении изменений в часть вторую НК РФ″. В частности, в документе предусматривается получение социального налогового вычета по НДФЛ в размере стоимости всех лекарств, приобретаемых гражданами по рецепту врача. Ранее так же можно было получить такой вычет в отношении медикаментов, назначенных лечащим врачом, которые приобретаются по рецепту за счёт собственных средств. Однако же вычет распространялся лишь на те препараты, которые включены были в утверждённый постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 201 (ред. от 26.06.2007) перечень, который включал в себя более 700 лекарственных препаратов. Принятым законом из статьи 219 исключается норма, касающаяся утверждения кабинетом министров данного перечня, то есть распространяется налоговый вычет теперь нa любые лекарства, назначенные врачом.
Федеральный закон от 17.06.2019 N 147-ФЗ ″О внесении изменений в часть вторую НК РФ″ вносит множество изменений, которые вступают в силу с 1 января 2020 года, но именно относительно вычета на лекарства действует уже с налогового периода 2019 года его пункт 2, который изложен следующим образом: ″в абзаце первом подпункта 3 пункта 1 статьи 219 [НК РФ] слова ″(в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждённым Правительством Российской Федерации)″ исключить″.
Таким образом, теперь к вычету принимаются расходы на любые лекарственные препараты, назначенные врачом и приобретённые налогоплательщиком за счёт собственных средств. При этом по-прежнему действует ограничение по общему размеру социальных вычетов – их можно заявить на сумму не более 120000 рублей в одном налоговом периоде (пункт 2 статьи 219 НК РФ). Это означает, что если вы заработанные 120000 рублей потратили полностью на образование и (или) лечение, то государство вернёт сумму налога, который был или будет удержан с данного дохода. Т.е., 13% от 120000 – это 15600 рублей, что тоже будет далеко не лишней помощью для человека, серьёзно заболевшего, что он вынужден тратить на лечение подобные суммы.
Стоит отметить, что изначально законопроект предусматривал лишь расширение списка лекарств, в отношении которых гражданам мог предоставляться налоговый вычет. Однако впоследствии было принято решение предоставлять налоговый вычет на все медикаменты, выписанные врачом и приобретённые гражданами за свой счёт в аптеке по рецепту врача.
Вычеты, как известно, – это механизм, который позволяет вернуть из налог, уплаченный с любого дохода, облагаемого по ставке 13%, например, с зарплаты. Возвращается налог в случаях, когда деньги были потрачены на обозначенные государством полезные или необходимые вещи: покупку квартиры, образование, лечение. Либо можно не возвращать ранее уплаченный налог, а, обратившись к работодателю, начать получать ″чистую″ зарплату, без удержания из неё налога.
Как также известно, самыми популярными социальными налоговыми вычетами являются вычет на обучение и на лечение. Гораздо реже всегда был ″вычет на лекарства″. Ранее законодателями было закреплено, что если вы приобрели лекарства по рецепту врача и это лекарство входит в упомянутый выше Перечень, утверждённый Правительством РФ, то можно вернуть 13% от стоимости. С одной стороны, лекарства покупают все и порой это достаточно дорогие препараты, но проблема получения возврата всегда заключалась именно в этом Перечне – он был достаточно старый и содержал не все препараты.
Перечень этот был не очень широким, не содержал в себе современные лекарства (последний раз обновлялся, как вы видите, аж в 2007 году) и из-за этого функция налогового вычета на лечение была фактически саботирована самим фактом существования этого перечня. Правда, позднее ФНС РФ подтвердила возможность получать вычет по лекарствам, которых не было в перечне, если при этом в перечне было их основное действующее вещество (письмо Минфина РФ от 19.06.2015 N 03-04-07/35549, письмо ФНС РФ от 01.07.2015 N БС-4-11/11454). Так, например, препарат ″Панзинорм″ в перечне отсутствует, но в нём есть панкреатин, который входит в состав ″Панзинорма″, поэтому вычет по ″Панзинорму″ получить можно. Положение граждан формально от этого улучшилось, но сама ситуация стала только запутаннее.
Теперь же Федеральным законом N 147-ФЗ от 17 июня 2019 года внесены изменения, значительно облегчающие возврат 13% с приобретаемых лекарств. Больше не нужно ограничиваться Перечнем лекарственных средств, в соответствии с которым ранее можно было получить социальный вычет. Его предоставят со стоимости любых лекарств, приобретаемых по рецепту врача за счёт собственных средств пациента. И эти изменения действуют с налогового периода 2019 года, т.е., как говорят, ″задним числом″.
Уже есть комментарии с мест, что ″в этой связи бухгалтеры впали в настоящую панику″. И судорожно ищут информацию: нужно ли пересчитывать налог за прошлые месяцы 2019 года? Бухгалтерские журналы уже разъяснили все изменения подробно и разобрали эту поправку по НДФЛ с пристрастием. Изменения действительно вступают в силу задним числом – с 1 января 2019 года. Сразу же и возникает вопрос: нужно ли пересчитывать НДФЛ за прошлые месяцы? Например, если в январе сотруднику был предоставлен вычет не на все лекарства. Так вот, новый федеральный закон толковать нужно так. Вычеты можно предоставить по лекарствам, купленным с 1 января 2019 года, даже если они не упомянуты в упомянутом выше перечне Правительства РФ.
Однако вычет предоставляется тогда, когда работник принесёт из налоговой службы уведомление на вычет, чтобы добрать деньги за оставшиеся лекарства. Далее сотрудники вправе получать социальный вычет через работодателя. Для этого они должны написать заявление и предоставить в бухгалтерию заявление с уведомлением из налоговой инспекции. Проверять право на вычет не надо, это обязанность налоговой инспекции. Но убедитесь, что в уведомлении правильно указаны сведения о работнике и компании, а также текущий календарный год.
В отличие от стандартного вычета, социальный предоставляется с того месяца, как получено уведомление. Пересчитывать налог с начала года не надо (письмо Минфина РФ от 02.11.2017 N 03-04-06/72377). То есть, как только работник принесёт из налоговой службы уведомление, ему просто предоставляется вычет на оставшиеся лекарства с текущей даты. При этом назначение лекарственных средств, разумеется, должно быть зафиксировано на специальном бланке с печатью медицинского учреждения. Подтвердить свои расходы можно с помощью (копий) чеков и товарных накладных.
Стоит обратить особое внимание, – лекарство должно быть назначено врачом, а не куплено по собственной инициативе. Кроме того, подзаконные акты пока не обновили, а они были рассчитаны на существование перечня. В своём текущем виде они создают определённого рода правовые коллизии, которые могут помешать получить вычет. Так, в соответствии с порядком, установленным Приказом Минздрава РФ N 289, ФНС РФ N БГ-3-04/256 от 25.07.2001, при выписке лекарств из перечня, врач должен выдать два одинаковых рецепта, на одном их которых должен стоять штамп ″Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика″, рецепт должен быть заверен печатью и подписью врача, а также печатью учреждения. Второй рецепт (без штампа), предназначен для аптеки. Не стоит надеяться на то, что данные требования автоматически перестанут существовать после отмены необходимости наличия лекарства в перечне.
Вышеуказанным одновременным приказом двух федеральных министерств была установлена старая форма рецепта, которую через несколько лет Минздрав РФ, к счастью, уже самостоятельно обновил. Рецепты по старым формам перестали печатать и доводить до поликлиник. Однако некоторые налоговые службы отказывались принимать новые бланки рецептов, мотивируя это тем, что для получения вычета ведомствами была установлена специальная форма и надо нести рецепты, оформленные именно по этой форме. Для решения такого банального вопроса потребовалось аж определение Верховного Суда РФ от 23.05.2012 N АКПИ12-487).
Законодатели из комитета Совета Федерации РФ по социальной политике пишут (заключение N 3.8-04/1481 от 10.06.2019), что ″для получения социального налога вычета теперь достаточно предоставить рецепт на лекарственный препарат, выписанный лечащим врачом, и чек о его оплате″. Однако у сотрудника налоговой службы может быть иное мнение и рецепт без штампа ″Для налоговой″ он может не принять к действию. А получить штамп тоже бывает проблемой, – у самого вашего врача его может и не быть, нужно будет идти к заведующей поликлиникой, которая может быть в отпуске или просто откажется ставить штамп, так как, по её разумению (и исходя из буквальной формулировки в вышеуказанном приказе), штамп предназначен только для лекарств из перечня. Тут пациент может сказать, что данный перечень уже отменён, но не будет прав, т.к. отменён не сам перечень, а необходимость наличия медикаментов в нём для получения соцвычета. На слух это как бы то же самое, но по факту – юридический казус не в пользу пациента и налогоплательщика. Ведь сам перечень – в подзаконном акте, а именно, постановлении Правительства РФ от 19.03.2001 N 201, с котором что-то должно сделать само правительство, а не Госдума, и чего оно ещё не совершило.
Но, в конце концов, любой квалифицированный налоговый инспектор скажет, что приказ после отмены необходимости наличия лекарств в перечне нужно толковать расширительно, что он теперь распространяется на все лекарства и ему просто нужен штамп. Но с другой же стороны, новая норма о социальном вычете на приобретение лекарств ещё на неопределённое время остаётся чисто декларативной.
|