Минздравом РФ 18 октября 2017 года представлена концепция (появилась на сайте ведомства), цель которой – снижение распространённости потребления табака и табакокурения среди населения России до 25% к 2022 году, а также создание условий для дальнейшего постоянного и устойчивого снижения уровня распространённости потребления табака. Точное название документа – "Проект Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017-2022 годы и дальнейшую перспективу". При этом ведомство конкретизирует и уточняет: реализация мероприятий, направленных на сокращение потребления табака, будет осуществляться непрерывно и последовательно.
В частности, в документе заявлены вот такие целевые ориентиры на среднесрочную перспективу:
- снижение распространённости табакопотребления населением России на 5%, недопущение потребления табака и табакокурения детьми, подростками и беременными женщинами;
- поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление ставок акцизов, с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ);
- профилактика появления и распространения новых форм и типов табачных изделий, в том числе таких, которые потребляются путём вдыхания аэрозоля или пара, введение запрета на производство, ввоз и обращение некурительных табачных изделий;
- повышение осведомлённости людей о рисках для здоровья, связанных с табакокурением путём введения требований к размеру и цвету потребительской упаковки, недопущение размещения на потребительской упаковке информации, стимулирующей продажу и потребление табачных изделий.
Концепцией предусмотрена реализация, в частности, следующих мероприятий:
- недопущение установления органами госвласти любых партнёрских отношений с табачными организациями и режима предоставлений льгот или преференций для табачных организаций, в том числе недопустимость их субсидирования и льготного кредитования юрлицами с госучастием;
- введение для табачных организаций и юрлиц, получающих от них финпомощь, обязанности по представлению информации о затратах на маркетинг, доходным статьям и любому другому виду деятельности, включая лоббирование, благотворительность и пожертвования на другие виды деятельности;
- введение ответственности табачных организаций и юрлиц, получающих от них финансовую помощь, за непредставление информации, которую они обязаны предоставлять;
- постоянное повышение ставок акцизов на табачные изделия и электронные системы доставки никотина;
- экологический налог на сигареты;
- запрет на все виды безналоговых и беспошлинных продаж табачных изделий;
- полный запрет на курение табака: в помещениях коммунальных квартир, принадлежащих собственникам на праве общей долевой собственности и используемых для обслуживания более одной комнаты; на всех видах общественного автотранспорта, при оказании услуг по междугородным и международным перевозкам пассажиров; на остановках общественного автотранспорта и на расстоянии 3 метров от них; на расстоянии 3 метров от входов в здания торговых центров; в подземных и надземных пешеходных переходах; в личном транспортном средстве в присутствии детей;
- отнесение информации о составе табачных изделий к сведениям, которые не могут быть коммерческой тайной;
- требование о снижении содержания никотина в дыме любой сигареты;
- введение полного запрета, например, на упоминание о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта или лекарства, включая лекарственные травы, путём использования таких слов и словосочетаний, как, например, "вишня", "клубника", "яблоко", "шоколад", "мята", слов, однокоренных таким словам, аналогов таких слов на иностранных языках, транслитерируемых с иностранных языков на русский язык аналогов таких слов;
- запрет использования в организациях общественного питания кальянов;
- введение лицензирования организаций – производителей табачной продукции;
- повышение ответственности за нелегальное производство табачных изделий, их контрабанду и незаконную торговлю табачными изделиями;
- внедрение механизма контроля за нарушением запрета на розничную продажу табачных изделий через интернет-магазины, рассылку по почте и других способов дистанционной торговли;
- предотвращение распространения новых форм и видов табачной продукции, в том числе запрет производства, ввоза и обращения некурительных табачных изделий, т.е. таких табачных изделий, которые предназначены для сосания, жевания, нюханья или потребления иными способами, отличными от курения табака.
Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является Минздрав РФ. Предусматривается также, что при реализации концепции соответствующие органы госвласти представляют в Минздрав РФ промежуточную отчётность о фактически достигнутых значениях целевых ориентиров в отношении потребления табака, проблемах и рисках, а также о предпринимаемых мерах по их преодолению.
Источник: rosminzdrav.ru
|