Министерство здравоохранения РФ разработало новый стандарт профессионального образования по направлению "Школьная медицина". В феврале текущего учебного года медицинские вузы в России смогут начать обучение будущих школьных фельдшеров по данной программе бакалавриата. Об этом министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила на Прямой линии, состоявшейся 13 сентября 2019 года. Такой медспециалист получит квалификацию "фельдшер". Соответствующая образовательная программа будет включать прикладные дисциплины, связанные с оказанием медпомощи в образовательных учреждениях.
"Мы уже подготовили такой профстандарт и очень надеемся, что со второго семестра этого учебного года у нас начнут получать образование школьные бакалавры. Вместе со школьными врачами и медицинскими сестрами смогут держать эту всю систему под контролем. Бакалавр школьной медицины – это средний медработник, который проходит совершенно особое образование", – пояснила Скворцова.
В настоящее время в РФ медицинских специалистов для работы в школе готовят ещё и с помощью программы дополнительного образования, которая подразумевает переподготовку фельдшеров. Кроме того, уже есть бакалавриат, где готовят медсестёр с высшим образованием, однако там нет ещё такого модуля образования, который был бы направлен на школьную медицину. В 2019 году этот модуль был сформирован совместно со специалистами. И он будет внедрён в стандарт образования по сестринскому делу с высшим образованием.
О намерении возродить школьную медицину ещё в 2016 году говорил глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. В пяти российских регионах был запущен пилотный проект "Школьная медицина". Участники эксперимента столкнулись с одинаковыми проблемами: нестыковки в законодательстве, несоответствие школьных медкабинетов санитарным нормам, кадровый дефицит. А самый главный вопрос: как лицензировать-то – медуслуги в школе? Тем не менее, лучшие практики будут обобщены и положены в основу федеральной программы, старт которой могут дать уже в следующем учебном году.
Ростовская область одной из первых нашла точки взаимодействия между ведомствами образования и здравоохранения. В 2012 году здесь заработал региональный центр по здоровьесбережению в сфере образования. С того времени полученный опыт помог специалистам в сфере здравоохранения включиться в федеральный пилотный проект "Школьная медицина". Это модель школьной медицины, которая является, прежде всего, профилактической. Проект предусматривает введение в штаты детской поликлиники должности врача по гигиене детей и подростков и фельдшера дошкольного и школьного педиатрического отделения. Результаты полученных исследований в школьных медкабинетах передаются врачам-специалистам поликлиники для использования при проведении профилактических осмотров детей. Все это позволяет создавать целостную систему профилактики здоровья школьников.
За 4 года ростовский регион проделал существенное движение в деле сбережения здоровья школьников. По данным 2016 года, на Дону 57,4% детей уверенно входили в I группу здоровья (тогда как в среднем по стране – 33%). Суммарно же 93,4% детского населения Ростовской области были отнесены к I и II группам. Но когда начали изучать статистику более пристально, то обнаружились удивительные факты. В ряде сельских территорий здоровых было 100% несовершеннолетних, а детей-инвалидов соответственно 0%. Эти данные никак не стыковались со сведениями Фонда социального страхования РФ, который вообще уверенно относил 1,5% детского населения к V группе.
Для любого родителя здоровье ребёнка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медкарта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребёнка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает?
Группа здоровья ребёнка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребёнка. Для того чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов. На протяжении всего развития ребёнка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребёнка осматривает медкомиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребёнку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.
Оценка присваивается, как правило, на текущий момент времени. При этом не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер. Такие группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. Дети с одинаковым диагнозом могут иметь разные группы здоровья.
Так вот, по исследованиям ростовских медиков вышло, что немалая часть детей попросту выпадает из поля зрения врачей, не получая лечения и реабилитации. Даже и те, что участвуют в профосмотрах, зачастую обследуются формально, по конвейерному принципу. В итоге заболевания, которые могли бы быть диагностированы и откорректированы, со временем приобретают хронический характер. (В среднем 20% выпускников школ оказываются "хрониками".)
Включаясь в данный пилотный проект, медорганизации проявляли беспокойство по поводу отсутствия каналов возможного обмена информацией между школьным врачом и участковым педиатром. В детской городской поликлинике № 1 Ростова-на-Дону, которая является флагманом информатизации среди учреждений здравоохранения региона и основной площадкой пилота, такой обмен наладили быстро. Каждый педиатр здесь имеет автоматизированное рабочее место, а участковый педиатр на выезде – планшет, и даже при желании любой родитель может завести личный сайт пациента. В медицинских кабинетах школ установлены скрининг-диагностические комплексы "Армис". Сразу после завершения доврачебного обследования данные передаются на сервер медицинской организации, в электронную медкарту.
Но скажем прямо, – такими возможностями, безусловно, могут похвастать единичные ЛПУ в России. В школах ситуация же ещё хуже. В Ростовской области 1158 образовательных организаций, в 542 из них имеются медкабинеты, и помощь там лицензирована. Остальные либо медкабинетов не имеют, либо не могут лицензировать их. Закон позволяет организовать помощь школьникам на базе медорганизации на договорных условиях, но в этом случае вся работа сводится к вакцинопрофилактике и профосмотрам.
Как показали исследования, у половины школьников не закреплены элементарные гигиенические навыки, такие как соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузки, регулярное рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, пребывание на свежем воздухе, а также навыки личной гигиены.
Из-за невозможности лицензировать медицинскую деятельность в школах возникла законодательная инициатива. Минздрав Ростовской области ходатайствовал перед федеральным ведомством о внесении необходимых изменений в действующее законодательство. И вот теперь с 2020 года все медицинские вузы страны смогут начать обучение будущих школьных фельдшеров по программе бакалавриата. Кроме того, лучшие практики пилотных проектов в сфере школьной медицины будут распространены по всей стране.
Источник: rosminzdrav.ru
|