Многим терпеливым и активным родителям удаётся добиться результатов в использовании горшка ребёнком уже на первом году его жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребёнок в 10, 9, 8 и даже в 7 месяцев писает по команде "пи-пи", а какает исключительно после "а-а". В этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным "пипиканьем" и "ааканьем" несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот – не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком "пи-пи". И если этот звук произносится часто и подолгу, и если всё равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не "пи-пи" – наполнение пузыря – мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель ("пи-пи").
Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев |
Приучение к горшку в более раннем возрасте |
Ребёнок осознанно контролирует все процессы |
Процесс основывается полностью на рефлексах |
Приобретённые навыки не теряются |
При любых переменах в жизни ребёнка он быстро забывает всё, чему научился |
Приучение проходит быстрее и легче |
Приучение дольше и сложнее для ребёнка |
Ребёнок наслаждается своими успехами и самим процессом |
Частые промашки, больше стресса для ребёнка |
К сожалению, расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребёнок, с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то "непонятным" соображениям, перестаёт это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные: наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими "пи-пи"!
Каких бы "поразительных успехов" вы ни добились, но до того, как ребёнок будет готов к использованию горшка (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек – частыми.
Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся познакомить ребёнка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки – не стойкими.
Для того чтобы процесс прошёл максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребёнка к познанию туалетной науки. К таким признакам относятся:
- установление более или менее стабильного режима дефекации;
- способность более 2-х часов сохранять подгузники сухими;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- знание или понимание слов "пописать" и "покакать";
- отрицательные эмоции от пребывания в испачканных подгузниках;
- стремление самостоятельно одеваться и раздеваться;
- стремление подражать взрослым;
- интерес к туалетной комнате и процессам, происходящим там.
И, наконец, самый достоверный признак: умение любым способом – словом, мимикой, жестами – передать родителям слово "хочу". И не потому, что так будет легче для мамы и она успеет усадить ребёнка на горшок – это свидетельствует о том, что малыш научился общаться!
|