На рассмотрение Госдумы РФ вынесен законопроект, запрещающий распространение рекламы лекарств, лечебных препаратов и медицинских услуг в детских теле- и радиопередачах. Инициатором документа выступило законодательное собрание Санкт-Петербурга. Предполагается, что предлагаемые изменения помогут укрепить права ребёнка в РФ и установить дополнительные гарантии их защиты. Аналогичный проект уже вносился в Госдуму в 2013 году, но так и не был принят. В марте 2018 года парламентарии ГД РФ вновь заговорили о его необходимости, но и тогда так же, однако, так и не решились внести проект на рассмотрение. Законопроект подготовлен профильным комитетом ГД РФ – комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи. Изменения предлагается внести в статьи N 14 и N 15 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ ″О рекламе″.
″Проект этой законодательной инициативы направлен на установление дополнительных гарантий защиты прав ребёнка в Российской Федерации″, – рассказал автор этой новации Денис Четырбок. Он считает недопустимым тот факт, что в детских телепередачах в ходе рекламных пауз транслируются рассказы о методах и способах народной медицины, говорится о средствах для повышения потенции или лечения геморроя, диареи. ″Даже в безобидной рекламе средств против кашля нет ничего такого, что бы следовало внушать детям, – считает парламентарий. – Она в любом случае направлена на взрослого потребителя, а детский контент должен оставаться детским″.
Согласно документам законопроекта, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Денис Четырбок также является уполномоченным для представления интересов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в связи с рассмотрением проекта федерального закона ″О внесении изменений в статьи 14, 15 Федерального закона ″О рекламе″ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
″В настоящее время в сфере рекламы в детских теле- и радиопередачах существует значительное количество ограничений, как в части законодательного регулирования, так и в части саморегулирования рекламной отрасли. Учитывая то, что основным источником дохода телекомпаний являются средства рекламодателей, телекомпании при принятии решений о закупке контента принимают во внимание, прежде всего, коммерческую целесообразность″, – изложено в пояснительной записке к законопроекту. ″В соответствии с предлагаемым изменением устанавливается, что в детских теле- и радиопередачах не допускается распространение рекламы, спонсорской рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины″, – предлагают парламентарии.
До этого фармацевтические компании смогли договориться с Федеральной антимонопольной службой РФ о том, как должны рекламироваться безрецептурные лекарства без нарушения закона. Для этого при продвижении своих препаратов они не должны использовать такие выражения, как ″полное излечение″, ″решение проблем″, а также ″победа″, ″однозначно″ и ″непременно″. Но новый проект законодательной инициативы ограничения направлен на установление дополнительных гарантий защиты прав ребёнка в России.
При этом также авторами законопроекта уточняется, что ″данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации″.
Вместе с тем, в заключении Правительства РФ о данном законопроекте говорится, что пояснительная записка не содержит достаточного обоснования целесообразности введения данного запрета, а также что ″положения Федерального закона ″О рекламе″ в настоящее время в достаточной степени поддерживают баланс интересов, сохраняя коммерческую целесообразность при размещении рекламы в теле- и радиопередачах, одновременно защищая детей от привлечения их внимания к объектам рекламирования, способным причинить вред их здоровью и развитию. С даты вступления в силу Федерального закона в органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в сфере рекламы, жалоб на возникновение фактов причинения угрозы жизни, здоровью и развитию детей в связи с принятием данного Федерального закона не поступало. В связи с изложенным Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает″.
|