Практикуемые родителями в течение первого года жизни методы "раннего приучения к горшку" следует признать устаревшими и нефизиологическими, так как при их использовании не принимается во внимание степень зрелости мышц и нервной системы ребёнка. Обучение становится долгим и малопродуктивным процессом.
Кроме того, при этом у детей могут возникнуть обусловленные давлением со стороны родителей негативные реакции и соматоневрологические дисфункции. Это в дальнейшем чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции, а по достижении определённого возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом раннем возрасте – почти всегда стресс как для ребёнка, так и для родителей. Он становится ещё более выраженным, если ребёнок не способен понять или интерпретировать полученную информацию.
В раннем возрасте приучение к горшку основано лишь на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и "язык тела" ребёнка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, – как это ни странно, – как приучают к туалету домашних животных. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребёнка сходить в туалет. Приобретённое ребёнком "умение" в этом случае имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (болезнь, квартирный переезд, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребёнка; оно должно проходить позитивно и занимательно. Важно помнить, что приобретённый рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения.
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны знать о методе, ориентированном на ребёнка. "Ориентированный на ребёнка" или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы (ЦНС). Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) детей.
Данный подход помогает родителям правильно понять ребёнка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребёнка. Согласно этому методу ребёнок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике призвано не просто выработать у ребёнка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребёнка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает две ведущие составляющие детского развития:
- физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС);
- психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям).
Здоровый ребёнок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев.
Можно в некоторой степени даже категорически утверждать, что чем меньше мы, родители, говорили бы "приучение к горшку", а больше "туалетное обучение в раннем возрасте", то тем быстрее бы пришло понимание, как это должно происходить на самом деле.
Приучая ребёнка к горшку, необходимо понимать, что успех обучения полностью зависит от того, насколько его организм готов к этому. Доказано, что детский организм готов к приучению к горшку в среднем не раньше 18 месяцев. Ребёнок может осознанно ходить в туалет только тогда, когда у него развивается связь между нервной системой и мышцами. Эта связь окончательно формируется приблизительно в возрасте 18 месяцев и представляет собой многочисленные нервные структуры, соединяющие спинной мозг с мочевым пузырём и кишечником. Когда мочевой пузырь или кишечник наполняются, по нервам передаётся сигнал в спинной мозг, оттуда – в головной мозг, и малыш понимает, что он хочет писать или какать. Только после этого ребёнок может осознанно сесть на горшок и сделать своё дело. Зная это, можно придти к очень существенным выводам, которые, впрочем, вполне очевидны. Чем раньше пытаться начать процесс приучения к горшку, тем больших усилий это потребует. Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребёнка. И если начинать обучение горшку, когда детский организм полностью готов к этому, то вы и ваш ребёнок добьётесь успеха значительно быстрее и легче.
|