Под прикормом подразумеваются все продукты, кроме женского молока или детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребёнка. Расширение рациона питания вызвано необходимостью дополнительного введения пищевых веществ, поступление которых только с женским молоком становится недостаточным.
Ребёнок начинает испытывать потребность в широком комплексе минеральных веществ и витаминов, дополнительного количества энергии, необходимых для его дальнейшего роста и развития. Кроме того, своевременное введение прикорма способствует формированию жевательного аппарата и адекватных вкусовых привычек. Сроки введения прикорма дискутируются. Но установлено, что минимальный возраст введения прикорма – 4 месяца, в тоже время поздний прикорм (после 6 месяцев) может вызвать выраженный дефицит микронутриентов и необходимость быстрого введения большого ряда продуктов, что приводит к пищевой нагрузке, а также к задержке формирования навыков жевания и глотания густой пищи.
Микронутриенты (витамины, макро- и микроэлементы) – это незаменимые компоненты питания человека, поскольку необходимы для протекания многочисленных биохимических реакций в организме. Микронутриенты являются химически и физиологически активными веществами, которые способны взаимодействовать с другими веществами, а также друг с другом. Поэтому введение прикорма детям целесообразно проводить в возрасте 4-6 месяцев. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребёнка.
Ребёнок готов к введению прикорма:
- Хорошо держит голову;
- Сидит с поддержкой;
- Удвоил массу, с которой родился;
- Демонстрирует ощущение сытости (отворачивает голову если сыт);
- Проявляет интерес к еде;
- Проявляет интерес к новым вещам, желает узнавать новое.
Для осуществления нормального глотания необходимо два навыка. Первый – свободное управление мышцами шеи, второе – умение совершать движения языком вперёд и назад. Без хорошего развития этих навыков ребёнок может поперхнуться пищей. Большинство детей овладевают этими навыками к 4-6 месяцем (до этого глотание осуществляется благодаря глотательному рефлексу).
Последовательность введения отдельных продуктов и блюд прикорма зависит от состояния ребёнка. Так, детям со сниженной массой тела, учащённым стулом в качестве первого прикорма целесообразно давать каши промышленного производства, обогащённые железом, кальцием, цинком, йодом; детям с большой массой тела и с запорами – первым вводится овощное пюре.
Примерная схема введения прикорма детям первого года жизни ("Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ" – утверждена на XVI Съезде педиатров России в феврале 2009 г.):
Наименование продуктов и блюд (граммы, мл) |
4-6 месяцев |
7 месяцев |
8 месяцев |
9-12 месяцев |
Овощное пюре |
10-150 |
170 |
180 |
200 |
Молочная каша |
10-150 |
150 |
180 |
200 |
Фруктовое пюре |
5-60 |
70 |
80 |
90-100 |
Фруктовый сок |
5-60 |
70 |
80 |
90-100 |
Творог* |
10-40 |
40 |
40 |
50 |
Желток, шт. |
– |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
Мясное пюре* |
5-30 |
30 |
50 |
60-70 |
Рыбное пюре |
– |
– |
5-30 |
30-60 |
Кефир и другие неадаптированные кисломолочные продукты |
– |
– |
200 |
200 |
Сухари, печенье |
– |
3-5 |
5 |
10-15 |
Хлеб пшеничный |
– |
– |
5 |
10 |
Растительное масло |
1-3 |
5 |
5 |
6 |
Сливочное масло |
1-4 |
4 |
5 |
6 |
*Не ранее 6 месяцев.
Каши – прикорм на основе злаков следует начинать с безглютеновых круп (рисовой, гречневой, затем кукурузной). Каши могут быть безмолочными или разводится грудным молоком или смесью.
Овощное пюре – вначале должно состоять из одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой, например, кабачка. Далее целесообразно использовать комбинацию из 3-4 овощей.
Мясо содержит полноценный животный белок, хорошо усвояемое железо, магний, цинк. Вводится в рацион после 6 месяцев. Желательно сначала вводить мясо индюшки, кролика, ягненка, как менее аллергенное, а затем чередовать с говядиной, кониной, нежирной свининой, т.к. в нём содержится больше железа, чем в мясе птицы.
Рыбу вводят с 8-10 месяцев с осторожностью, учитывая индивидуальную переносимость, начиная с белой морской рыбы. Дают 1-2 раза в неделю вместо мясного блюда.
Соки содержат природные сахара, кислоты, витамины. Первым рекомендуют давать яблочный или грушевый соки, которые традиционны для россиян и реже вызывают аллергические реакции. Перед тем как дать сок ребёнку, наполовину разведите его водой. Сок нужно давать из чашки.
Фруктовые пюре сходны по составу с соками, но содержат пищевые волокна.
Творог и кефир вводятся в качестве третьего прикорма, используя только промышленные детские формы.
При введении прикорма следует придерживаться следующих правил:
- Введение каждого нового продукта начинают с малых порций, постепенно (за 5-7 дней) увеличивая объём до должного. Для начала в качестве ложки вы можете использовать свой палец. Вымойте руки и обмакните свой палец в кашу (пюре). Капните на губу малыша пару капель. Ребёнок оближет губу и откроет рот для следующей порции. Снова обмакните палец в кашу и постарайтесь уронить капельки на язык. Если он хорошо проглотит капли, то можно переходить к ложке. Малышу может понравиться новая еда и он будет широко открывать рот. Но если каша потекла изо рта, то это не значит, что она ребёнку не нравится, он может не уметь удерживать её во рту. Тогда отложите введение прикорма на одну – две недели.
- Одновременно вводите только один продукт. В случае проявления аллергической реакции вы сразу сможете понять, на какой продукт была реакция. Желательно давать новый продукт в первой половине дня, чтобы отметить возможную реакцию на его введение.
- При введении прикорма ребёнок должен находиться в сидячем положении. Осадите его в стульчик или к себе на колени. Прикорм дают с ложечки до кормления грудью.
- Новые продукты не вводят, если ребёнок болен и в период проведения профилактических прививок (в течение 3-5 дней до и после прививки).
Будьте терпеливы! Кормление ребёнка изо дня в день занимает у мамы много времени. Иногда ребенок ест с удовольствием, а временами сжимает губы и отказывается. Некоторые блюда дети любят больше, другие меньше. Старайтесь сохранять спокойствие. Никогда не протискивайте ложку с едой через сомкнутые губы. Подождите минуту – другую и кормление наладится. Установлено, что для "принятия" нового вкуса может потребоваться до 8-10 попыток введения нового блюда. При выборе продукта для ребёнка задумайтесь, любите ли вы эту пищу? Нет ли у вас аллергии на этот продукт? Ваши с ребёнком вкусы могут совпадать. Доказано, что внутриутробный и ранний перинатальный вкусовой и обонятельный опыт влияют на пищевые привычки в детском и взрослом возрасте. Поэтому беременным и кормящим женщинам рекомендуется употреблять те продукты, которые бы они хотели предложить своему ребёнку позже.
Для сохранения лактации, в период введения продуктов прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребёнка к груди. Не бойтесь, что ребёнок откажется от груди. Если ребёнок попробовал новую пищу, то он испытал вкусовое ощущение, неведомое ему прежде, но грудное молоко остаётся преимущественным видом пищи малыша.
"Доброжелатели" могут рекомендовать вам налить кашу в бутылочку и дать её малышу через соску. Не делайте этого! Приём твёрдой пищи – это новый этап в развитии ребёнка. Дайте ему возможность обрести новые навыки.
Введение прикорма изменяет отношение ребёнка к еде. Он начинает играть между ложками каши или, набрав полный рот каши, начинают её выпускать изо рта или плеваться. Это можно объяснить попытками ребёнка познакомиться с окружающим миром. Для ребёнка новая еда – это новый объект для изучения, и он пробует разными путями познать его. Он не понимает, что создаёт беспорядок – он изучает! Скрепя сердце позвольте ему продолжать эксперименты. Обычно если малыш голоден, он быстро вернётся к еде.
Предлагая ребёнку еду, убедитесь, что она не горячая. Не добавляйте в детские блюда соль, сахар, и другие приправы. Не давайте малышам мёд и не добавляйте его в кашу! Для ребёнка будет лучше привыкнуть к чистому вкусу овощей и каш, не обогащённому другими вкусами. Предлагая новое блюдо, смешайте небольшое его количество с блюдом, к которому ребёнок уже привык. Давайте ребёнку в одну руку ложку, а в другую корочку хлеба (после 6 месяцев), это позволит увеличить интерес к еде и в тоже время отвлечь от ложки, которой вы кормите малыша.
Открывая банку с детским питанием, проверьте сроки годности продукта, берите из банки только то количество еды, которое необходимо на одно кормление. Открытую банку с детским питанием можно хранить в холодильнике не больше суток. Если после кормления еда осталась, не следует её использовать в следующее кормление.
С 7-8 месяцев ребёнку нравится есть руками кусочки пищи, для малыша это легче, чем еда ложкой. Но кусочки должны быть мягкими (отваренные овощи, бананы). Не позволяйте малышу класть в рот много пищи и смеяться во время еды. Это не только приучение к хорошим манерам, но и безопасность.
Как только ребёнок осваивается с твёрдой пищей, у вас появляется желание разнообразить его меню. Но он ещё не способен есть всё, что едят взрослые. Помните, ребёнок может поперхнуться или подавится кусками продуктов.
Не следует давать ребёнку до года:
- Сырые твёрдые овощи и фрукты, порезанные на маленькие кусочки;
- Фрукты и ягоды, содержащие косточки и семечки;
- Фрукты и ягоды с толстой кожицей;
- Семечки нельзя давать ни в каком виде;
- Всё, что содержит косточки (куски рыбы);
- Любые продукты, которые имеют небольшой размер и круглую форму – эти продукты могут попасть в гортань и вызвать остановку дыхания.
Некоторые дети очень плохо едят. Они отказываются от многих блюд или съедают очень мало. Как это преодолеть? Что сделать для того, чтобы ребёнок кушал лучше? Не торопите ребёнка. Попробуйте увеличить на 15 минут время кормления. Не давайте перед едой воду, она займёт место в желудке и даст ложное ощущение сытости. Не давайте ребёнку между кормлениями печенье, это перебивает аппетит. Не следует часто предлагать ребёнку новые продукты, позвольте ему привыкнуть к блюду. Если ребёнок отказывается от нового продукта, не настаивайте, отложите введение новой еды на неделю. Покажите пример, рядом с тарелкой ребёнка поставьте свою тарелку. Параллельно с кормлением малыша ешьте сами. Даже если вы накормили ребёнка, посадите его за обеденный стол во время семейной трапезы. Малышу будет приятно находится в кругу семьи и интересоваться продуктами.
У ребёнка может быть снижен аппетит. Размер желудка соответствует размеру его кулака. Поэтому не делайте порции слишком большими. Большинство детей хорошо едят только один раз в день.
Не стоит превращать кормление в сражение. Во время кормления старайтесь вести себя как можно спокойнее. Кормите ребёнка до тех пор, пока он ест с желанием. Как только интерес потерян, заканчивайте кормление. Позвольте ребёнку научится есть самостоятельно. Человек рождён для движения вперед! Удачи!
Катранина Татьяна Николаевна
|