Письмо ФАС РФ от 25.09.2017 N АК/65861/17
"О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации"
В действующей первой редакции от 25.09.2017
2 страницы А4
В соответствии с пунктом 26 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2017 году, утверждённым приказом ФАС РФ от 17.04.2017 N 523/17 (План), ФАС РФ направляет разъяснение о рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены статьёй 24 Федерального закона "О рекламе".
Положения указанной статьи Федерального закона "О рекламе" содержат как специальные требования к способам и формам распространения такой рекламы, так и к содержанию такой рекламы. Так, часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" допускает размещение (распространение) рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
При этом часть 3 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" устанавливает, что реклама медуслуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не должна:
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путём ссылки на факт проведения исследований, обязательных для госрегистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.
Кроме того, часть 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" обязывает сопровождать рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медреабилитации, за исключением такой рекламы, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для мед- и фармработников специализированных печатных изданиях, и иной рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, Федеральный закон "О рекламе" допускает размещение (распространение) рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации исключительно в местах проведения мед- или фармвыставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, при условии соответствия такой рекламы как общим требованиям к рекламе, установленным статьёй 5 данного Федерального закона, так и специальным требованиям к рекламе, установленным частью 3 статьи 24 указанного Федерального закона.
При этом указывать в такой рекламе предупреждение, предусмотренное частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", не требуется. Необходимо отметить, что требования части 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" не распространяются на рекламу медуслуг. То есть размещение рекламы медуслуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений пунктов 2-5 части 1 и части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", а также общих требований, установленных статьей 5 Федерального закона "О рекламе". Следовательно, антимонопольным органам необходимо обратить внимание на разграничение рекламы медуслуг и рекламы методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
По мнению ФАС РФ, при отнесении рекламы к рекламе медуслуг или к рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации необходимо исходить из следующего. Перечень медуслуг определён Номенклатурой медицинских услуг, утверждённой приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н (Номенклатура).
При этом указание в рекламе способов воздействия на организм человека, полностью совпадающих с наименованием медуслуг, содержащихся в Номенклатуре, позволяет квалифицировать такую рекламу в качестве рекламы медуслуг, при отсутствии в такой рекламе иной информации, позволяющей выделить иные объекты рекламирования, в том числе при отсутствии в рекламе раскрытия содержания того или иного метода профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Данный подход также подтверждается судебной практикой, в частности, из пункта 25 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2017), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, следует, что если информация о методе профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не раскрывается самостоятельным образом и распространяется в составе рекламы медуслуг, то такая реклама часть 8 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" не нарушает. При этом суды отмечают (Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 N 303-КГ16-8450 по делу N А04-5936/2015), что реклама, в которой раскрывается содержание того или иного метода профилактики, способа или приема диагностики, лечения и медицинской реабилитации, подпадает под запрет, установленный частью 8 статьи 24 Закона о рекламе. |