Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2012 N 2580-р
"Об утверждении Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года"
В действующей первой редакции от 28.12.2012
Начало действия документа: 28.12.2012
18 страницы А4
Утверждается прилагаемая Стратегия развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года. Минздрав РФ разрабатывает и утверждает до 1 апреля 2013 года план мероприятий по реализации Стратегии, утверждённой настоящим распоряжением; утверждает до 1 мая 2013 года и опубликовывает на своём официальном сайте научные платформы медицинской науки. Целью Стратегии является развитие медицинской науки, направленное на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих на основе трансфера инновационных технологий в практическое здравоохранение сохранение и укрепление здоровья населения.
Стратегия развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года (Стратегия) разработана в соответствии с указами Президента РФ от 07.07.2011 N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ", от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", а также Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р.
Содержание и разделы документа:
- I. Цели и задачи Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года
- II. Приоритетные направления развития медицинской науки в РФ
- III. Организационное и правовое обеспечение Стратегии
- IV. Институциональные преобразования в медицинской науке
- V. Основные результаты реализации Стратегии
- Приложение N 1. Методика определения оценки эффективности Стратегии развития медицинской науки в РФ на период до 2025 года
- Приложение N 2. Прогноз изменения индикативных показателей в ходе реализации Стратегии
В Стратегии учтены положения федеральных законов "О науке и государственной научно-технической политике", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и "Об обращении лекарственных средств".
Координатором реализации Стратегии является Минздрав РФ. Исполнителями Стратегии являются главные распорядители бюджетных средств, госкорпорации и иные организации, осуществляющие научные медисследования в целях реализации Стратегии. Участниками мероприятий по реализации Стратегии являются научные и научно-педагогические коллективы, научные и образовательные организации, осуществляющие научную деятельность в области медицины.
Стратегия направлена на реализацию госполитики в сфере здравоохранения, повышение качества и доступности медпомощи населению РФ, включая разработку инновационной продукции, освоение критически важных технологий и развитие компетенций. Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
- развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения;
развитие сектора медицинских исследований и разработок до мирового уровня и интеграция российской медицинской науки в глобальное научное пространство;
- повышение результативности фундаментальных и прикладных научных исследований, укрепление кадрового научного потенциала;
- развитие механизмов консолидации прав на использование объектов интеллектуальной собственности для вывода на рынок инновационных продуктов и технологий;
- развитие системы экспертизы (обоснованного выбора) перспективных и приоритетных направлений, оценки качества и результативности научных исследований;
- создание условий для устойчивого спроса на инновационную продукцию и ее внедрения в практическое здравоохранение;
- повышение эффективности управления медицинской наукой на основе развития системы стратегического и проектного управления, внедрения программно-целевого метода финансирования и проведения институциональных преобразований;
- совершенствование механизмов мотивации научных сотрудников;
- дальнейшее развитие международного сотрудничества;
- развитие трансляционной медицины.
Стратегия реализуется в соответствии со следующими принципами: концентрация ресурсов на приоритетных направлениях медицинской науки и внедрение ее результатов в практическое здравоохранение; интеграция исследовательских и образовательных процессов; качество и доказательность результатов научных исследований; персонализация финансирования научных проектов; независимость экспертизы результатов научных исследований; развитие научной конкуренции.
Одной из приоритетных задач для достижения цели Стратегии является развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, предполагающее формирование и выполнение научных программ по приоритетным направлениям поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработке и внедрению технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и состояний и медицинской реабилитации.
В медицинской науке активно внедряются программно-целевое финансирование научных исследований, современные компьютерные технологии обработки и анализа результатов научных исследований, а также международные кооперативные исследовательские программы. Развивается неинвазивная диагностика на основе биотехнологических методов. Это позволяет достоверно поставить диагноз пациенту любого возраста и в любом состоянии. Разработаны высокотехнологичные комплексные методы лечения новорожденных, в том числе недоношенных, и детей 1-го года жизни с врожденными пороками развития, включая гибридные методы лечения и экстренной помощи в критических ситуациях. Развиваются клеточные и нейрокогнитивные технологии, геномные и протеомные исследования.
В структуре Минздрава РФ, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Российской академии медицинских наук существуют 214 подведомственных научных организаций и 6672 научных коллектива. Однако только 225 лабораторий проводят исследования мирового уровня и 431 лаборатория - национального уровня.
По общему числу ученых Россия занимает лидирующее положение и находится на 4-м месте после Китая, США и Японии. При этом число молодых ученых не превышает 25 процентов. По уровню финансирования научных исследований Россия занимает 9-е место в мире. По числу научных публикаций находится на 15-18 месте. По уровню цитирования публикаций за списком из 20 ведущих стран. В медицинской науке России наблюдаются те же тенденции.
Для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской медицинской науки необходимо поддерживать приоритетные направления. Основными направлениями станут геномика, протеомика и эпигеномика, биоинформатика, системная биология, нанобиотехнологии, клеточные технологии, фармакогенетика, персонализированная медицина и ряд других. Особое место должно быть отведено междисциплинарным научным исследованиям, выполняющимся на стыке наук.
Задачами развития становятся повышение результативности, улучшение научно-методической подготовки специалистов, повышение качественного уровня научных публикаций и создание системы инновационных потоков на принципах трансляционной медицины, то есть быстрого доведения результатов научных исследований до медицинского продукта - лекарственного средства, прибора и тест-системы.
Для выполнения этих задач требуется сбалансировать между собой целевые установки, интеллектуальный потенциал и ресурсное обеспечение медицинской науки, необходимо выявить неэффективные организации с последующим их перепрофилированием и объединением. Требуется развить инфраструктуру организаций науки, создать биобанки, биоколлекции, центры доклинических исследований, биоинформатики, а также центр стратегических биомедицинских технологий и биобезопасности. Следует развивать проектный метод управления научными исследованиями, а также активно использовать управленческий консалтинг при подготовке проектов.
Управление медисследованиями будет осуществляться на основе сформированных научных платформ. Научной платформой является интегрированная программа исследований по приоритетным направлениям и критическим технологиям развития медицинской науки, направленная на создание инновационных продуктов и технологий, реализуемая ведущими научными коллективами и исследователями.
Инновационное развитие здравоохранения невозможно без институциональных преобразований, повышения эффективности научных и образовательных организаций, устранения межведомственной разобщенности и развития научных школ в ведущих медицинских вузах.
Целью планируемых преобразований является формирование единого научного пространства меднауки с взаимодополняющими компетенциями научных коллективов, развитием инфраструктуры и развитием технологий трансляционной медицины, охватывающей всю инновационную цепочку от лаборатории до клиники. Такие преобразования должны создать взаимосвязь между состоянием здоровья нации, проводимыми научно-исследовательскими работами и предоставлением населению качественной доступной медицинской помощи. Реструктуризацию организаций медицинской науки целесообразно осуществлять в рамках научных платформ, а также перспективных планов развития этих организаций.
Предполагается технологическое обновление научной инфраструктуры, в частности создание сети центров доклинической и трансляционной медицины, сертифицированных вивариев, банков биологического материала и чистых клеточных линий и центров биоинформатики. Необходимо формирование системы центров лидерства по приоритетным направлениям, то есть закрепление за лидирующими научными организациями функций по методологическому сопровождению исследовательских проектов. Необходимо мотивировать инициирование создания исследовательских групп на базе нескольких ведущих научных организаций или лабораторий, способных к генерации и реализации междисциплинарных исследований. Необходимо внедрение методов стратегического и проектного управления. |