Федеральный закон РФ от 23.02.1995 N 26-ФЗ
"О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
В действующей последней редакции от 26.05.2021
(В ред. Федерального закона РФ от 26.05.2021 N 152-ФЗ)
Текущая актуальная редакция N 13
Начало действия редакции: 06.06.2021
11 страниц А4
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Настоящий Федеральный закон определяет принципы госполитики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РФ.
Содержание документа:
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
- Глава III. Особенности использования природных лечебных ресурсов
- Глава IV. Экономическое регулирование в сфере курортного лечения и отдыха
- Глава V. Санитарная (горно-санитарная) охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
- Глава VI. Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
- Глава VII. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона. Государственный надзор и муниципальный контроль в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов
- Глава VIII. Международные договоры
- Глава IX. Заключительные положения
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
- природные лечебные ресурсы – минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;
- лечебно-оздоровительная местность – территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
- курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых территорий, так и расположенных вне их границ.
Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесённых к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.
Лечебные свойства природных лечебных ресурсов устанавливаются на основании научных исследований, соответствующей многолетней практики. Классификация природных лечебных ресурсов, медицинские показания и противопоказания к их применению в лечебно-профилактических целях утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от её значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признаётся лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Территория признаётся лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Территория признаётся лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нём соответственно утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.
Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Федеральным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Природные лечебные ресурсы являются госсобственностью. Они могут принадлежать на праве собственности РФ (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют указанные в настоящем Федеральном законе органы госвласти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Содержание права госсобственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса РФ.
Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, как правило, не допускается. Правительство РФ в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечёт ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определённом Правительством РФ.
Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
Объёмы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесённых к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утверждёнными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесённых к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в установленном законом порядке. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.
Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством РФ. Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством субъектов РФ. Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений и городских округов. Поддержка развития курортов может осуществляться из других не запрещённых законодательством РФ источников. Координацию и обеспечение выполнения федеральных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган.
Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых территориях. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона. |