Письмо Минздрава РФ от 04.07.2018 N 17-2/10/2-4323
"О применении Приказа Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н ''Об утверждении номенклатуры медицинских услуг''"
В действующей первой редакции от 04.07.2018
4 страницы А4
Минздрав РФ в связи с вступлением в силу Приказа Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" и участившимися случаями обращений медорганизаций за разъяснением его применения, в целях формирования единой правоприменительной практики сообщает следующее. В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" меддеятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медорганизациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, предусмотрен приложением к Положению о лицензировании меддеятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медорганизациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утверждённому постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
Номенклатура медуслуг утверждена в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и согласно пункту 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их госрегистрации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, прошёл процедуру госрегистрации в Минюсте РФ, включающей в себя в том числе антикоррупционную и правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству РФ, по результатам которой ему был присвоен регистрационный номер N 48808 от 07.11.2017.
Номенклатура медицинских услуг представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медуслуг в здравоохранении.
Перечень медуслуг разделен на два раздела: "A" и "B", построенные по иерархическому принципу.
Раздел "A" включает медуслуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медреабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. В разделе "A" числами от 01 до 27 обозначены типы медицинских услуг, классы, обозначающие анатомо-функциональную область – числами от 01 до 30.
Класс медуслуги идентичен во всех типовых разделах. Если для класса в определённом типовом разделе не выделяется конкретная услуга, то этот класс не прописывается, при этом за ним сохраняется его порядковый номер. Класс "Прочие" включает в себя медуслуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем анатомо-функциональном подразделе (например, выполняемые во время беременности, в родах, новорожденному, лапароскопия диагностическая, обзорный снимок органов брюшной полости).
Вид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медуслуги, имеющие законченное диагностическое или лечебное значение. Подвид медуслуги (от 001 до 999) обозначает медуслуги в зависимости от способов (методик) их выполнения. При этом часть медуслуг может не содержать подвиды услуг.
Раздел "B" включает медуслуги, представляющие собой комплекс медвмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медреабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В разделе "B" числами от 01 до 05 обозначены типы медуслуг, классы, обозначающие перечень медспециальностей – числами от 001 до 070.
Класс медицинской услуги идентичен во всех типовых разделах. Если для класса в определённом типовом разделе не выделяется конкретная услуга, то этот класс не прописывается, при этом за ним сохранён его порядковый номер. Класс "Прочие" включает в себя медуслуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем подразделе (например: услуги медицинского психолога).
Вид медуслуги (от 001 до 099) обозначает медуслуги, имеющие законченное диагностическое или лечебное значение. Подвид медуслуги (от 001 до 999) обозначает медуслуги в зависимости от способов (методик) их выполнения. Часть медицинских услуг может не содержать подвиды услуг.
Отмечаем, что Номенклатура содержит обобщенные наименования медуслуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим.
В отношении предоставления медорганизациями платных медуслуг сообщаем следующее. Платные медуслуги являются дополнением к законодательно гарантированному объёму бесплатной медпомощи гражданам в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи и утверждаемых на её основе соответствующих территориальных программ в субъектах РФ.
Правила предоставления медорганизациями платных медуслуг, утверждённые постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006, предусматривают предоставление медорганизациями платных медуслуг на основании перечня работ (услуг), составляющих меддеятельность, и указанных в лицензии на осуществление меддеятельности, выданной в установленном порядке.
Согласно частям 3 и 4 статьи 84 Федерального закона N 323-ФЗ и пунктам 9 и 10 Правил при предоставлении платных медуслуг должны соблюдаться порядки оказания медпомощи, утверждённые Минздравом РФ.
Также платные медуслуги могут оказываться в полном объёме стандарта медицинской помощи, утверждённого Минздравом РФ либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медвмешательств, в том числе в объёме, превышающем объём выполняемого стандарта медпомощи.
В отношении предоставления платных медуслуг медорганизациями, участвующими в реализации программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи и территориальной программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи сообщаем, что в соответствии с пунктом 7 Правил указанные медорганизации имеют право предоставлять платные медицинские услуги:
- а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе: установление индивидуального поста меднаблюдения при лечении в условиях стационара; применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медизделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи;
- б) при предоставлении медуслуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
- в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам РФ, не проживающим постоянно на её территории и не являющимся застрахованными по обязательному медстрахованию, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
- г) при самостоятельном обращении за получением медуслуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьёй 21 Федерального закона N 323-ФЗ, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медпомощи и медпомощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ территориальные программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медпомощи, а также дополнительные объёмы медпомощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усреднённых показателей, установленных стандартами медпомощи.
Таким образом, при формировании перечня медуслуг медорганизация должна основываться на Перечне и Номенклатуре. В этой связи, по мнению Минздрава РФ, медорганизация может, указав оказываемую медуслугу в соответствии с Номенклатурой, дополнительно конкретизировать её в зависимости от особенностей исполнения.
Кроме того, в связи с предусмотренной законодательством РФ возможностью оказания платных медуслуг в объёме, превышающем объём выполненного стандарта медпомощи, медорганизация может расширить перечень медуслуг, относительно предусмотренного Номенклатурой, при оказании медуслуг, не включённых в Номенклатуру.
С учётом изложенного следует, что при оказании платных медуслуг в обязательном порядке должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, при этом по желанию потребителя (заказчика) данные услуги могут оказываться в полном объёме стандарта медпомощи либо в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объём выполняемого стандарта медицинской помощи. |