Информация Роспотребнадзора от 02.01.2018
"О защите прав потребителей медицинских услуг"
В действующей первой редакции от 02.01.2018
3 страницы А4
Платные медуслуги – медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счёт личных средств граждан, средств юрлиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (ДМС). Платные медуслуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объёму бесплатной медпомощи гражданам в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи и утверждаемых на её основе соответствующих территориальных программ в субъектах РФ.
Отношения между хозяйствующими субъектами (организациями и индивидуальными предпринимателями), осуществляющими меддеятельность, и физическими лицами, основанные на возмездном предоставлении гражданам медуслуг, регулируются соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ, Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Правилами предоставления медорганизациями платных медуслуг, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006. Соблюдение содержащихся в них обязательных требований определяет предмет федерального госнадзора в области защиты прав потребителей медуслуг.
В Роспотребнадзор продолжают поступать жалобы потребителей на оказание платных медуслуг. Так, в адрес Управления Роспотребнадзора по городу Москве за 11 месяцев 2017 года поступило 1137 обращений на оказание платных медуслуг, что составило 3,2% от общего количества обращений.
За период с 2014 по 2017 годы в Республике Татарстан количество обращений граждан по вопросу нарушения законодательства о защите прав потребителей организациями, осуществляющими деятельность по оказанию платных медицинских услуг, увеличилось в 3 раза (за 2014 г. – 82 обращения, за 2015 г. – 201 обращение, за 2016 г. – 240 обращений), за первый квартал 2017 г. – 69 обращений. Структура обращений такова:
- 60% обращений составляют жалобы на оказание косметологических услуг, их навязывание, отсутствие медлицензии, безопасности препаратов (у многих потребителей после оказания услуг появились аллергические реакции);
- 23% обращений на ненадлежащее качество оказанных платных медуслуг, преимущественно стоматологических;
- 13% отказ в удовлетворении гражданско-правовых требований (возмещение ущерба, перерасчёта платы и т.д.);
- 4% непредоставление полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им услугах.
В этой связи, Роспотребнадзор считает необходимым дать следующие разъяснения по вопросам оказания гражданам платных медицинских услуг.
Согласно п. 7 Правил медорганизации вправе предоставлять на платной основе такие виды медуслуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медизделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медуслуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медстрахованию (ОМС). Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медуслуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме).
Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медучреждения лицензии на каждый вид деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно п. 11 Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медорганизации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медорганизации информацию, содержащую следующие сведения:
- а) для юридического лица – наименование и фирменное наименование (если имеется); для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя и отчество (если имеется);
- б) адрес места нахождения юрлица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юрлице в Единый госреестр юрлиц, с указанием органа, осуществившего госрегистрацию; адрес места жительства и адрес места осуществления меддеятельности ИП, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый госреестр ИП, с указанием органа, осуществившего госрегистрацию;
- в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность медорганизации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего её лицензирующего органа);
- г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медуслуг и порядке их оплаты;
- д) порядок и условия предоставления медпомощи в соответствии с программой и территориальной программой;
- е) сведения о медработниках, участвующих в предоставлении платных медуслуг, об уровне их профобразования и квалификации;
- ж) режим работы медорганизации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медуслуг;
- з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно п. 13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медорганизации, копию свидетельства о госрегистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление меддеятельности с приложением перечня работ (услуг).
Договор о предоставлении платных медуслуг заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медуслуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медуслуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон (см. п. 16, 17 Правил).
Следует отметить, что согласно п. 27 Правил исполнитель предоставляет платные медуслуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве – требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.
Согласно п. 28 Правил, платные медуслуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя. В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ предусмотрены обязательные требования к качеству медуслуг, качество предоставляемых платных медуслуг должно соответствовать этим требованиям. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несёт ответственность, предусмотренную законодательством РФ (п. 31 Правил).
Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Обращается внимание на то, что согласно ст. 14 Закона вред, причинённый жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медуслуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объёме. В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 17 Закона). В этой связи информируем, что в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и п. п. 4, 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты госпошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей). Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В этой связи разъясняется, что в соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 5 ст. 40 Закона Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.
Относительно проверки качества предоставленных платных медуслуг поясняем, что Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), на которую возложен согласно п. 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323, госконтроль качества и безопасности меддеятельности. |