Телемедицина – детям
Квалиметрия в медицине
Бессимптомная диагностика
Неинвазивное обследование
Диагностика на ранних стадиях
Обследование не выходя из дома
Стационарзамещающие технологии
Электронная диспансеризация
Узнайте о здоровье ребёнка
Комплексное обследование
Индивидуальный подход
Всё о детском энурезе
Клинические рекомендации (протоколы, руководства лечения)
"Расстройства аутистического спектра"
(Clinical Guidelines)
Дата утверждения: 2020 (По состоянию на 14.08.2020 на сайте МЗ РФ)
Профессиональные ассоциации: Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику
Кем утверждены: Минздравом РФ
Одобрены Научно-практическим Советом Минздрава РФ
51 страница А4
Со всеми Приложениями
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности. В большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни.
Для РАС характерно проявление первых признаков в младенчестве или раннем детском возрасте, отставание и задержка в развитии разнообразных психических функций и социально-коммуникативных навыков, течение без ремиссии в большинстве случаев, сохранением аномалий социального функционирования и особенностей поведения на протяжении всей жизни.
Содержание (оглавление) документа:
Ключевые слова
Список сокращений
Термины и определения
1. Краткая информация
1.1. Определение заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
1.2. Этиология и патогенез заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
Этиология РАС: генетические факторы, генетические синдромы, связанные с РАС, средовые факторы, вакцинация
Патогенез РАС
1.3. Эпидемиология заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
1.4. Особенности кодирования заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний) по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем
1.5. Классификация заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
1.6. Клиническая картина заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)
Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации
Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения
Количественная оценка симптомов, необходимых для постановки диагноза Детский аутизм (F84.0) по МКБ-10
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4)
Гендерные особенности в проявлении симптомов РАС
Сопутствующие РАС нарушения (коморбидность)
2. Диагностика
Критерии установления диагноза/состояния
2.1. Жалобы и анамнез
2.2. Физикальное обследование
2.3. Лабораторные диагностические исследования
2.4. Инструментальные диагностические исследования
Приложение Г5. План диагностического обследования при аутизме
Приложение Г6. Интервью при диагностике аутизма, пересмотренное
РАС – полиэтиологичное заболевание, ведущее значение в возникновении которого принадлежит средовым и генетическим факторам. В настоящее время выявлено более 100 генов, ассоциированных с РАС. На значительную роль генетических факторов в возникновении РАС указывает высокая наследуемость, выявленная в близнецовых методах, повышение вероятности рождения ребёнка с РАС в семьях, где уже есть ребёнок с РАС [5], и значительное увеличение встречаемости случаев РАС в группах пациентов с установленными генетическими нарушениями в сравнении с людьми без выявленных генетических расстройств (Таблица 1).
Также риск рождения ребёнка с РАС повышается с возрастом родителей, что вероятно связано с увеличением количества мутаций при сперматогенезе у лиц старшего возраста.
Роль средовых факторов в развитии РАС еще недостаточно изучена, при этом многие исследования указывают на их значимость в этиопатогенезе расстройства. Установлена связь между возникновением РАС у ребёнка и перинатальными вредностями: недоношенностью плода, использованием матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты, гестационным диабетом у матери. Вместе с этим в настоящее время нет достаточных данных для того, чтобы приписывать каким-либо из этих факторов решающее этиологическое значение в развитии РАС. Можно рассматривать данные факторы в качестве комплементарных во взаимодействии с генетической предрасположенностью.
С середины 90-х годов существовали опасения возможной связи вакцинации с возникновением РАС, некоторые из которых прозвучали в средствах массовой информации и позже были описаны в различных статьях, в основном представляющих собой описание серии случаев. Современные эпидемиологические данные достоверно указывают на отсутствие причинно-следственной ассоциации между возникновением РАС и вакциной от кори, паротита и краснухи. Не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска, братьев и сестёр детей с РАС. Обзоры данных о возможной связи между консервантом тиомерсалом и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития РАС также свидетельствуют о том, что вакцины не повышают вероятность РАС у привитых детей. Изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов не влияло на изменения встречаемости РАС.
В настоящее время не существует единой концепции патогенеза РАС. Большинство теорий предполагает, что развитие РАС связано с нарушением процесса созревания центральной нервной системы и, как следствие, искажением процесса нормального развития психических функций. Выявлено, что в основе РАС может лежать избыточное образование синаптических связей и общее увеличение размера головного мозга в первые годы жизни ребёнка, которое приводит к нарушению формирования специфических связей между ключевыми областями мозга, в частности отвечающими за социальное и коммуникативное развитие.
Приводятся данные о нарушении миграции нейронов в первом и втором триместре беременности, которое приводит к изменениям функционирования ключевых для социального взаимодействия областей головного мозга. Кроме этого, отмечены изменения в морфологии нейронов в виде преобладания удлинённых и тонких дендритных шипиков, образующих синапсы.
Помимо морфологических изменений, описаны нарушения работы нейротрансмиттеров, в частности отмечаются повышенный уровень серотонина и дисбаланс процессов торможения и возбуждения нейронных сетей, связанный с функционированием ГАМК-рецепторов. Так или иначе, до настоящего времени не описано единого механизма формирования РАС как на биохимическом, так и на структурном уровне. РАС, вероятнее всего, возникает как следствие патологического влияния различных факторов, оказывающих множественное разнообразное влияние на процессы формирования и развития нервной системы.
Среди наиболее исследованных и популярных в современной науке когнитивных теорий, претендующих на объяснение механизмов этиопатогенеза РАС, выделяются следующие три:
Теория модели психического (Theory of Mind), в основе которой лежит предположение о том, что центральным звеном РАС является недостаточно сформированная и ограниченная способность понимать мысли, убеждения, чувства и желания других людей, отделять собственные мысли и переживания от мыслей и переживаний окружающих. Нарушение данного механизма может проявляться у детей с РАС в трудностях понимания шутки, переносного смысла, притворства, обмана, недоразумения, иронии, несовпадения видимости с реальностью и т.п.
Теория слабости центральной когерентности (Weak Central Coherence Theory). Согласно данной теории в основе РАС лежит нарушение механизма объединения информации и обработки её в контексте, поиска "общей картины" и извлечения смысла при одновременной тенденции уделять внимание и запоминать детали, а не целостную картину или значение. Предполагается, что это может объяснить свойственные пациентам с РАС внимание к техническим деталям и отдельным частям предметов, наличие ограниченных интересов и повторяющихся форм поведения и потребность в постоянстве окружающей среды.
Теория исполнительных функций (Executive Functions Theory). В соответствии с данной теорией, РАС обусловлены дефицитом группы высокоуровневых когнитивных процессов, связанных с функционированием префронтальной коры головного мозга, которые регулируют низкоуровневые процессы (например, восприятие, моторные реакции и др.) и обеспечивают процессы саморегуляции, целенаправленного поведения, преодоления привычных форм поведения, принятия решений и оценки рисков, планирования будущего, определение приоритетов и упорядочивания действий и совладания с новыми ситуациями.
Оценка распространённости РАС подвержена значительным колебаниям. В соответствии с официальным документом ВОЗ, РАС встречаются у 1 из 160 детей. Согласно систематическому обзору и мета-анализу общемировых эпидемиологических данных с 1990 по 2010 годы, РАС выявляются у 1 из 132 детей. По последним данным одного из американских исследований с охватом 11 штатов, РАС идентифицируются у 1 из 54 детей. Проведённые систематические обзоры и мета-анализы свидетельствуют о высокой степени вариативности эпидемиологических показателей по РАС в зависимости от времени и региона проведения исследований, а также используемой методологии. Кроме того, в последние десятилетия отмечается рост распространённости РАС, что иногда неверно интерпретируется как "эпидемия аутизма".
Причины разброса данных по распространённости РАС до конца не ясны, однако систематические обзоры и мета-анализы показывают, что это связано не с истинным увеличением заболеваемости, а с такими факторами, как изменение диагностических категорий, методология проведения исследований, повышение доступа широких групп населения к диагностике и терапевтическим вмешательствам, повышением осведомлённости о РАС как в профессиональной среде, так и в непрофессиональных сообществах, а также принятие точки зрения, что РАС не исключают других форм нарушений развития и могут сосуществовать с ними.
РАС чаще диагностируются у мальчиков, причём систематический обзор и мета-анализ 54 ранее проведенных исследований, опубликованный в 2017 году, показал, что истинное соотношение по полу ближе к пропорции 3:1, а не 4:1, как считалось ранее.
Дорогие и уважаемые коллеги, посетители сайта, друзья! В 2020 году мы начали на сайте большой и важный проект – размещение новых клинических рекомендаций (КР) 2020-2021-2022-2023-2024-2025 годов выпуска. Мы стараемся делать их вёрстку максимально удобной для широкого пользования и в то же время максимально экономичной по весу в мегабайтах. Пожалуйста, поддержите нас в этой проектной инициативе любой возможной для вас суммой. Заранее благодарим и Спасибо!
"Токсическое действие других ядовитых веществ, содержащихся в съеденных грибах (не включены грибы психодислептики [галлюциногены])" (2025), на 10.07.2025, применяется с 01.01.2025
"Мужское бесплодие" (2025), на 23.04.2025, применяется с 01.01.2025
"Миокардиты" (2025), на 22.05.2025, применяется с 01.01.2025
"Неалкогольная жировая болезнь печени" (2024), на 11.10.2024, применяется с 01.01.2025
"Болезнь Крона" (у детей) (2024), на 11.12.2024, применяется с 01.01.2025
"Гастрит и дуоденит у детей" (2024), на 11.12.2024, применяется с 01.01.2025
"Хронический панкреатит" (2024), на 13.12.2024, применяется с 01.01.2025
"Язвенная болезнь" (2024), на 14.01.2025, применяется с 01.01.2025
"Язвенный колит" (у детей) (2024), на 15.01.2025, применяется с 01.01.2025
"Хронический вирусный гепатит B" (2024), на 10.01.2025, применяется с 01.01.2025
"Перелом нижней челюсти" (у детей) (2024), на 24.12.2024, применяется с 01.01.2025
"Переломы бедренной кости (кроме проксимального отдела бедренной кости)" (2024), на 21.01.2025, применяется с 01.01.2025
"Раны мягких тканей челюстно-лицевой области" (2024), на 13.01.2025, применяется с 01.01.2025
"Послеродовые инфекционные осложнения" (2024), на 19.07.2024, применяется с 01.01.2025
"Многоплодная беременность" (2024), на 03.09.2024, применяется с 01.01.2025
"Подготовка шейки матки к родам и родовозбуждение" (2024), на 05.09.2024, применяется с 01.01.2025
"Гестационный сахарный диабет" (2024), на 19.12.2024, применяется с 01.01.2025
"Хроническая болезнь почек (ХБП)" (2024), на 19.11.2024, применяется с 01.01.2025
"Гломерулярные болезни: Иммуноглобулин А-нефропатия" (2024), на 27.12.2024, применяется с 01.01.2025
"Гломерулярные болезни: Фокально-сегментарный гломерулосклероз" (2024), на 21.11.2024, применяется с 01.01.2025
"Внебольничная пневмония у взрослых" (2024), на 23.12.2024, применяется с 01.01.2025
"Туберкулёз у детей" (2024), на 18.09.2024, применяется с 01.01.2025
"Бронхиальная астма" (2024), на 18.11.2024, применяется с 01.01.2025
"Хроническая сердечная недостаточность" (2024), на 07.10.2024, применяется с 01.01.2025
"Стабильная ишемическая болезнь сердца" (2024), на 04.10.2024, применяется с 01.01.2025
"Артериальная гипертензия у взрослых" (2024), на 03.10.2024, применяется с 01.01.2025
"Острый коронарный синдром без подъёма сегмента ST электрокардиограммы" (2024), на 23.10.2024, применяется с 01.01.2025
"Дефект предсердно-желудочковой перегородки (Атриовентрикулярный канал)" (2024), на 31.10.2024, применяется с 01.01.2025
"Дефект межжелудочковой перегородки" (2024), на 07.11.2024, применяется с 01.01.2025
"Транспозиция магистральных артерий" (2024), на 07.11.2024, применяется с 01.01.2025
"Митральная недостаточность" (2024), на 25.12.2024, применяется с 01.01.2025
"Острые и хронические тиреоидиты (исключая аутоиммунный и амиодарон-индуцированный тиреоидит)" (2024), на 18.10.2024, применяется с 01.01.2025
"Острые порфирии" (2024), на 27.11.2024, применяется с 01.01.2025
"Глаукома первичная закрытоугольная" (2024), на 16.08.2024, применяется с 01.01.2025
"Глаукома первичная открытоугольная" (2024), на 19.08.2024, применяется с 01.01.2025
"Катаракта старческая" (2024), на 25.11.2024, применяется с 01.01.2025
"Макулярная дегенерация возрастная" (2024), на 15.08.2024, применяется с 01.01.2025
"Сквозной макулярный разрыв. Витреомакулярный тракционный синдром" (2024), на 15.08.2024, применяется с 01.01.2025
Поиск по сайту
Например:
Первое: ТЕСТ
ПРОСТОЙ СПОСОБ и всего 1 шаг выяснить состояние функции мочеиспускания Вашего ребёнка: всего несколько простых вопросов