Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда РФ от 23.09.2020 N 32088.ФБ.77/2020
"О направлении информационно-методического письма по определению понятия "Социальный статуса инвалида (ребёнка-инвалида)"
Вместе с "Информационно-методическим письмом по определению понятия "Социальный статус инвалида (ребёнка-инвалида)"
В действующей первой редакции от 23.09.2020
4 страницы А4
С Приложением (Письмо)
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты РФ (Федеральное бюро) направляет информационно-методическое письмо по определению понятия "социальный статус инвалида (ребёнка-инвалида)" для сведения и возможного использования в работе при определении комплекса оптимальных реабилитационных мероприятий в процессе формирования индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребёнка-инвалида).
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Определение видов, форм и объёмов реабилитационных или абилигационных мероприятий, необходимых инвалиду или ребёнку-инвалиду, нуждаемости в технических средствах и услугах по реабилитации, рекомендуемых товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов за счёт средств (части средств) материнского (семейного) капитала, необходимых инвалиду или ребёнку-инвалиду, осуществляется на основе комплексной оценки стойких нарушений функций организма человека, приводящих к ограничениям жизнедеятельности, а также степени сохранности социального статуса, что обуславливает показания для проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Под статусом личности понимается занимаемое ею место в структуре какой-либо группы. В любой социальной группе каждый человек занимает свой статус с определённым числом прав и обязанностей, регулирующих взаимоотношения его носителя с другими членами группы. В процессе жизни каждый человек включён в несколько социальных групп, где имеет свой статус, детерминирующий выполнение определённой деятельности. К основным видам социального статуса относятся:
- а) социально-бытовой статус;
- б) социально-средовой статус;
- в) социально-педагогический статус;
- г) социально-психологический статус;
- д) профессиональный статус.
Выделяются четыре степени сохранности (сформированности) социального статуса:
- сохранён (сформирован);
- нарушен;
- утрачен;
- не сформирован.
Социально-бытовой статус – положение (состояние) инвалида, ребёнка-инвалида, позволяющее ему адаптироваться к условиям ближайшего социума:
- сохранён (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность полноценного взаимодействия в условиях ближайшего социума (быта) (социально-бытовая адаптация не нарушена);
- нарушен – затруднена возможность полноценного взаимодействия в условиях ближайшего социума (быта) (социально-бытовая адаптация нарушена вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 1 и 2 степени);
- утрачен – утрачена возможность взаимодействия в условиях ближайшего социума (быта) вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени, нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
- не сформирован – вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени возможность взаимодействия в условиях ближайшего социума (быта) не сформирована, нуждаемость в постоянной помощи других лиц.
Социально-средовой статус – положение (состояние) инвалида, ребёнка-инвалида, позволяющее ему адаптироваться и взаимодействовать в окружающей среде (жилой, градостроительной, образовательной и производственной):
- сохранён (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность в полном объёме адаптироваться и взаимодействовать в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной, производственной;
- нарушен – затруднена возможность адаптации и взаимодействия в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной, производственной, вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 1 и 2 степени;
- утрачен – утрачена возможность ориентации и взаимодействия в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной производственной, вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени, нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
- не сформирован – не сформирована возможность ориентации и взаимодействия в окружающей среде: жилой, градостроительной, образовательной и производственной, вследствие выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени, нуждаемость в постоянной помощи других лиц.
Социально-педагогический статус – положение (состояние) инвалида, ребёнка-инвалида. позволяющее достичь возможности получения качественного образования (дошкольного, основного начального, основного общего, среднего (полного), профессионального (среднего профессионального, высшего профессионального):
- сохранён (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность получения образования в обычных условиях в рамках федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований (образовательные стандарты), в обычном режиме без применения специальных условий получения образования (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
- нарушен – затруднена возможность получения образования в рамках образовательных стандартов, обучение возможно только при применении специальных педагогических условий и (или) адаптированных образовательных программ (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- утрачен (не сформирован) – сохраняется возможность обучения только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности такого обучения в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.
Социально-психологический статус – положение (состояние) инвалида, ребёнка-инвалида, характеризующее индивидуально-психологические (когнитивные, нейродинамические, эмоционально-волевые и личностные) параметры, опосредующие индивидуальную и общественную жизнедеятельность инвалида, личный и социальный статус, позволяющие достичь социально-психологического приспособления в различных сферах жизнедеятельности:
- сохранён (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность социально-психологического функционирования при достаточности индивидуально-психологических условий (когнитивных, нейродинамических, эмоционально-волевых и личностных параметров), в том числе уровня активности субъекта, возможности приспособления к различным сферам жизнедеятельности, сохранности личного и социального статуса;
- нарушен – затруднена возможность социально-психологического функционирования за счёт выявленных нарушений индивидуально-психологических (когнитивных, нейродинамических, эмоционально-волевых и личностных) параметров, приводящих к ограничению жизнедеятельности 1 или 2 степени, в том числе с изменением личного и социального статуса;
- утрачен – утрачена возможность приспособления к различным сферам социального функционирования за счёт выявленных ограничений жизнедеятельности 3 степени, приводящих к снижению уровня активности субъекта, стойким изменениям личного и социального статуса;
- не сформирован – не сформирована возможность приспособления к основным сферам жизнедеятельности социально-психологической адаптации в различных сферах социального функционирования вследствие индивидуально-психофизиологических нарушений, приводящих к ограничениям жизнедеятельности 3 степени, препятствующих формированию психологических средств деятельности.
Профессиональный статус – положение (состояние) инвалида, ребёнка-инвалида, определяемое как наиболее соответствующее его индивидуальным возможностям, профессиональным интересам, квалификации, трудовой мотивацией, а также социально-средовым (внешним) факторам, позволяющее реализовать его потенциальные способности в труде и не причиняющего вреда здоровью. Профессиональный статус отражает возможности человека при определённых условиях трудиться в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями, образованием и позволяет получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов и возможности самообеспечения:
- сохранён (сформирован) – сохранена (сформирована) возможность трудиться в обычных условиях производства, в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями, образованием и позволяет сохранить или получить подходящую работу;
- нарушен – затруднена возможность трудиться в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями, образованием в связи с выявленными ограничениями жизнедеятельности к трудовой деятельности 1, 2, 3 степени. Сохранение подходящей работы или приобретение новой возможно в изменённых условиях труда, в том числе, в специально созданных;
- утрачен – утрачена возможность трудиться в соответствии с его способностями, возможностями, интересами, потребностями в связи с медицинскими противопоказаниями к занятиям всеми видами трудовой деятельности;
- не сформирован – не сформирована возможность трудиться во всех видах трудовой деятельности вследствие индивидуально-психофизиологических нарушений.
|