Письмо Минздрава РФ от 09.04.2013 N 16-5/10/2-2540
"О направлении методических рекомендаций по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения"
В действующей первой редакции от 09.04.2013
18 страниц А4
Минздрав РФ направляет для использования в работе методические рекомендации по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения, разработанные в рамках Госконтракта N К-16-НИР/9-22 от 01.10.2012. Методрекомендации предназначены для организаторов здравоохранения, руководителей и специалистов органов управления здравоохранением субъектов РФ, глав администраций и их заместителей по социальным вопросам муниципальных организаций, специалистов кадровых служб. Методрекомендации разработаны в рамках Госконтракта N К-16-НИР/9-22 от 01.10.2012 на выполнение научно-исследовательской работы "Разработка комплекса мероприятий по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения".
Кадры здравоохранения – это интеллектуальный потенциал отрасли, который требует длительной подготовки, постоянного профразвития и пристального внимания со стороны органов управления в субъектах РФ. На международном уровне признано, что состояние кадровых ресурсов определяет эффективность работы систем здравоохранения, а именно качество и доступность оказываемой медпомощи населению. Сегодня кадровый кризис – это проблема международного уровня, которая касается большинства стран мира, в том числе и России. Как и в большинстве стран, именно наличие серьёзных кадровых проблем в системе здравоохранения РФ делает отрасль неэффективной, снижает доступность и качество медпомощи населению. В целях повышения эффективности кадровой политики на уровне субъекта РФ и гибкого управления персоналом медорганизаций подготовлены данные методрекомендации, с предложениями по сохранению и развитию медкадров в здравоохранении.
В основе данных рекомендаций лежат результаты научно-исследовательской работы "Разработка комплекса мер по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения", целью которой стало изучение причин внешней и внутренней миграции медицинских кадров на основе социологического исследования в 5 субъектах РФ (case-study). В рамках работы также изучались миграционные процессы в странах Европы и СНГ.
Современные проблемы развития кадров здравоохранения связаны с дефицитом персонала, оказывающего первичную медпомощь, избытком специалистов узкого профиля и сосредоточением медработников в крупных городах. Центральная роль в обеспечении эффективной медпомощью отводится медработникам первичного звена: врачам, фельдшерам, медсёстрам и акушеркам.
Политика в области социальной защиты и поддержки медкадров в субъекте РФ представляет собой реализацию собственных и переданных (федеральных) госполномочий по организации комплекса мероприятий, направленных на устранение дефицита и дисбаланса, а также предотвращение миграции кадров здравоохранения. Формирование и реализация региональной политики в области социальной поддержки медицинских кадров должна осуществляться в рамках адресной помощи конкретным группам медицинских работников и отдельным гражданам.
Специфика здравоохранения заключается в том, что кроме обычных мер социальной поддержки медицинским работникам необходимы дополнительные, связанные с повышенным уровнем ответственности, условиями труда. В силу сложившегося в стране, в целом, уровня жизни и в связи с более низкими доходами в сравнении с другими профкатегориями для медработников, в первую очередь, характерна потребность в более высоких объёмах социальных льгот и гарантий по сравнению с другими профессиональными группами.
Социальная поддержка – это временные или постоянные меры адресной помощи отдельным категориям граждан. Социальная поддержка включает не только меры материального характера, но и физического, социально-бытового, образовательного, правового, психологического и др. Основные формы социальной поддержки:
- Денежные выплаты и пособия.
- Помощь в натуральной форме (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).
- Льготы при оплате ряда услуг.
- Субсидии (целевые средства для оплаты услуг).
- Компенсации (возмещение некоторых расходов).
Социальное пособие подразумевает безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов. Субсидия – это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Компенсация – возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством.
В РФ проблема дефицита и дисбаланса медицинских кадров вызвана, в первую очередь, недостаточным притоком в отрасль молодых специалистов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем привлекательности работы в сфере здравоохранения. В настоящее время именно выпускники медицинских вузов являются одной из наиболее уязвимых категорий с точки зрения потери медицинских кадров. Молодых специалистов не устраивают материальные и профессиональные перспективы работы в российском здравоохранении. Согласно результатам исследования, 9% выпускников вузов планируют трудовую эмиграцию, 22% планируют в той или иной форме продолжить обучение за границей, а 11% не хотят работать в медицинских организациях.
Следует отметить высокую степень неудовлетворённости условиями и перспективами работы среди медкадров: на момент проведения социологического исследования 17% опрошенных (практически каждый шестой) планировали сменить место работы, что свидетельствует о высоком риске текучести кадров в государственных и муниципальных медорганизациях. Изменить данное решение могут улучшение материального благосостояния, получение достойного пакета социальной поддержки, приемлемые условия для профессионального роста (самореализации).
Для российской системы здравоохранения характерна неравномерность географического распределения медкадров. Реализуемая в настоящее время программа "Сельский доктор" приносит результаты, однако её эффективность могла бы быть намного выше за счёт реализации системных мер, дополняющих эту федеральную программу – решение жилищных, материальных и социальных проблем работников сферы здравоохранения непосредственно на уровне субъекта РФ и муниципальных образований. Согласно данным исследования, сейчас 21% врачей в возрасте до 35 лет, т.е. 1/5 молодых специалистов, готовы работать в сельских и отдалённых районах, однако у выпускников медвузов эта готовность не столь высока: только 17% рассматривают для себя такую перспективу.
Сегодняшнее предложение для сельских медработников пока не привлекательно, не создаёт конкурентные условия по сравнению с условиями работы в городской среде и не может компенсировать трудности и условия работы в отдалённых и сельских районах для молодых специалистов. Результаты опроса показали, что преимущества работы в сельских и отдаленных регионах могут быть обеспечены за счет решения жилищных проблем, предоставления значительных материальных и социальных льгот, которые смогут компенсировать главные причины нежелания молодежи (согласно результатам опроса) работать в сельских и отдаленных регионах – неудовлетворительные условия труда и профессиональная изолированность и отсутствие возможностей для профессионального развития.
Результаты исследования показали, что непривлекательность работы в сельской местности обусловлена неудовлетворительными профессиональными условиями работы. Профессиональная изолированность и отсутствие возможности применять на практике новейшие медицинские достижения воспринимаются как "крест на профессии" молодыми врачами и выпускниками ВУЗов.
В ходе исследования было установлено, что готовность выпускников вузов и врачей в возрасте до 35 лет работать в сельских и отдалённых районах невысока: 21% молодых врачей в возрасте до 35 лет (11% однозначно рассматривают для себя такую перспективу, 10% никогда не задумывались об этом, но в принципе были бы не против) и 17% выпускников вузов (из них 9% определенно рассматривают для себя такую перспективу, а 8% были бы не против).
Факторы, которые делают работу в сельской местности непривлекательной для молодых специалистов и студентов, связаны в первую очередь с неудовлетворительными профессиональными условиями для работы: профессиональная изолированность и отсутствие возможности обмениваться опытом, использовать в своей практике медицинские достижения (65% студентов, 61% врачей в возрасте до 35 лет), тяжёлые условия труда (47% студентов и 36% молодых специалистов), несоответствие требований к качеству медпомощи на фоне низкой материально-технической оснащенности медицинских организаций (42% студентов и 31% молодых врачей).
Такие характеристики, как отсутствие социальной инфраструктуры и невысокий уровень заработных плат уходят на второй план по сравнению с неблагоприятными условиями для профессиональной деятельности. Среди факторов, которые определяют привлекательность работы на селе, – возможность получить уникальный профессиональный опыт (38% студентов и 27% молодых специалистов), высокая востребованность, польза работы для простых жителей (27% выпускников вузов и 27% молодых специалистов), возможность реализовать свой потенциал (25% студентов и 19% молодых специалистов). Отметим, что интерес к работе в сельской местности проявили 24% обучающихся из сельской местности. Для них это прекрасная возможность поднять свой социальный и материальный уровень.
Результаты исследования свидетельствуют о высокой значимости социальной поддержки медицинских работников: 28% медработников, решивших поменять работу, отметили, что в случае предоставления социальных льгот они готовы пересмотреть решение. По итогам анализа результатов исследования были определены два значимых приоритета для деятельности медицинских работников: обеспечение социальной поддержки; обеспечение защиты (страхование) риска профессиональной ответственности.
Признано, что состояние кадровых ресурсов определяет эффективность работы системы здравоохранения, а именно качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению. Кадровый потенциал определяет результативность функционирования медицинской организации, и, по сути, является её "системообразующим" элементом. В связи с чем социальную поддержку медкадров следует рассматривать как выгодную инвестицию в развитие здравоохранения субъекта РФ, а не как вид финансовых издержек бюджета. Таким образом, в настоящий момент необходимо сформулировать стратегическую цель развития кадрового потенциала – устранение дефицита и дисбаланса кадров здравоохранения в рамках постановки и решения следующих тактических задач по разработке и реализации приоритетных направлений для субъекта РФ:
- Управление кадрами в сфере здравоохранения;
- Образование (подготовка и непрерывное профессиональное развитие медицинских кадров);
- Обеспечение условий для жизни и меры социальной поддержки медицинских работников.
Комплекс социальных мер (в разной пропорции) должен быть направлен на сопровождение и поддержку медицинского работника не только во время всей его трудовой деятельности, но и после выхода на пенсию. |